СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
– философское понятие, в раскрытии существа которого В.А.Лекторским, С.Л.Рубинштейном и др. были введены методологически существенные для психологии характеристики субъекта, которые затем позволили применить понятие «С.п.» в области психологии мышления. Главными были представления о способах, механизмах познавательной деятельности, о ее активном творческом характере. Это понятие представило альтернативу трактовке познания как простого отражения действительности, утверждению его бессубъектного безличного характера, альтернативу требованию абстрагироваться от субъективности познания как противоречащей его истинности. Это направление критики догматизма официальной марксистской гносеологии совпадало с развитием Фейерабендом понятия «мнение», точка зрения ученого, работам М.Полани о личностном знании. Так была преодолена трактовка познания как исключающего субъекта и как достигающего истины лишь логическими средствами. Развитие наук, революции идей обнаружили отсутствие непрерывности в развитии человеческого познания, а в радикальной смене теорий – открылась и была признан роль авторских концепций и способов мышления ученых, т. е. его субъектов.

В отечественной психологии – особенно в теории обучения как теории объясняющей и практически регулирующей процесс индивидуального познания – до определенного момента существовала точка зрения, согласно которой учащемуся должна быть преподнесена логика человеческого знания. Позднее, она уступила место субъектному подходу, уделявшему внимание познавательным интересам, способностям, мотивации и самому механизму мышления познающего. Однако и до сих пор как в трактовке индивидуального познания, так и общения, отсутствовала ориентация на раскрытие специфики познания социального мира, мира человеческих отношений. В школьных программах не существовало задач, имеющих своим содержанием человеческие отношения, не раскрывались возможности познания и понимания другого человека, а лишь предметного мира.

А.А. Бодалев начал разработку проблемы социальной перцепции восприятия человека человеком и наметил поход к социальному интеллекту.

В последний период появились исследования в области социальной психологии (Г.М.Андреевой, К.А.Абуль­хановой и др.), раскрывающие специфику социального интеллекта и социального познания. И лишь в разработке проблемы социального мышления был реализован субъектный подход, необходимый для раскрытия специфики социального познания (в частности, дающего возможность выявить потребности такого рода познания).

Для акмеологического подхода к С.п. особенно существенна проблема социального познания и мышления. Все профессии типа «человек-человек» (по Е.А.Климову), вся область социальной работы, государственной службы, вся деятельность управления, предполагающие работу с людьми, с кадрами, с взаимоотношениями людей (служебными и личными), требуют мышления об их личности, профессионализме, отношениях, а также познания современной социальной действительности во всей конкретности ее изменений, противоречий, институций, структур. Для профессионала как С.п. не только необходимо знание всей социальной реальности, но владение этически, профессионально и личностно адекватными способами руководства, управления людьми, влияния на них, их развития, способностями устанавливать взаимопонимание, разрешать конфликты и недоразумения. Профессионал такого профиля должен достигать искусства работы с людьми на основе мышления-анализа, обобщения представлений, интерпретаций и т. д. социальной реальности, межличностных отношений, правовых и организационных норм и, главное, мышления о людях, включающего ценностное отношение к ним.



Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ" в других словарях:

  • Субъект познания — Связать? Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта [1] …   Википедия

  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ — (от лат лежащий внизу, находящийся в основе, кладу  основание)  это  человек, обладающий познавательными способностями и участвующий в познавательной  деятельности. Человек в процессе познания использует: 1) биологические качества (слух, зрение,… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • СУБЪЕКТ — (от лат. subjectus лежащий в основе) 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже …   Философская энциклопедия

  • СУБЪЕКТ  И  ОБЪЕКТ  ПОЗНАНИЯ:  ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ — это основные подходы к решению проблемы взаимоотношения субъекта и объекта познания в истории человеческой мысли. В античной философии данная  проблема  не  получает  отчетливого  формирования и  осмысливания.  У представителей  милетской  школы …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Субъект (философия) — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — (от лат. sabjectum – лежащий в основании) – в философии  науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах: 1) как отдельный ученый, с именем которого связано открытие; 2) как особое сообщество людей – ученых, специально занятых… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Субъект деятельности — (человек как субъект деятельности) это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда) …   Психология человека: словарь терминов

  • Субъект — (от лат. subjectum лежащий внизу, находящийся в основе) первоначально, еще у Аристотеля, понятие эквивалентное субстанции, с середины XVII века приобретает современный смысл, как обозначение психолого теоретико познавательного «Я», индивида,… …   Начала современного естествознания

  • СУБЪЕКТ — (от лат. subjectus находящийся в основе) 1) человек как носитель каких либо свойств, обозначение объективированного Я, т. е. индивида, которому противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие, в этом… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Субъект —  Субъект  ♦ Sujet    То же, что субстанция или ипостась. В логике субъектом называют предмет речи, которому присвоен тот или иной предикат. Например, в высказывании «Земля круглая» слово «Земля» – это субъект, а слово «круглая» – предикат.… …   Философский словарь Спонвиля


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»